Фёдорова Ольга Александровна

Фёдорова Ольга Александровна

Самая яркая пуховязальщица двадцатого столетия. Родилась в селе Жёлтое в 1935 году, её детство выпало на страшные военные годы. В воспоминаниях – материнские слёзы, не сходившие с лица. Отца забрала безвозвратно война. В семье – трое малолетних детей. Если б не платки, пропадать бы им тогда всем с голода… Мать – искусная пуховязальщица - вязала днём и ночью, и передала  по наследству старшей дочери Ольге вместе с деревянным веретенцем и стальными спицами своё мастерство. Из-под  рук Ольги выходили изделия необыкновенной красоты, со сказочными неповторимыми узорами. Сюжеты рождались в голове сами по себе. Вязание стало для неё и утешением, и отрадой. В её платках – её душа, её чувства и настроения. Каждый из них – это произведение искусства со своей уникальной орнаментной композицией, цветовым оттенком, размером и тонкостью нити. Некоторым работам она даже дала названия – «Паутина», «Зимушка-зима», «Снежинка» и др.

Ольга преподавала в художественном училище. Участвовала в многочисленных выставках, в том числе и международных. Проводила мастер-классы в одиннадцати штатах США.  В 1975 г. проходила Пятая республиканская художественная выставка «Советская Россия», где Ольга Фёдорова представила свой шедевр – трёхцветную пуховую паутинку, связанную ею ещё в юности. Эту работу наградили, а позже платок отправили в  Государственный русский музей в Санкт-Петербурге.

В 1960-м году начал свою работу на Оренбургский комбинат пуховых платков, объединивший более 4000 мастериц-надомниц.  Большую часть своей жизни Ольга отдала комбинату, работая инженером качества. Много пришлось походить ей по домам, поездить по деревням и сёлам, принимая готовые работу от надомниц. А, спустя несколько лет, на комбинате ввели должность художника, которую сразу же отдали Ольги Фёдоровой. Радовалась она – теперь-то можно заняться повышением художественного качества изделий! Вместе с вязальщицами художественного совета комбината, она стремилась развивать, и оказала значительное влияние на развитие промысла в народных традициях. Разработки Ольги и сегодня являются своеобразным эталоном для многих вязальщиц.

В 1980 году Ольга Александровна Фёдорова была принята в члены Союза художников СССР.  В этом творческом коллективе она была первым автором, чьими рабочими инструментами были не кисть с резцами, а длинные спицы, с бусинами на концах.

В оренбургском платке – не только пуховая теплота и мягкость. В каждое изделие вложена душа, отражается характер и нрав мастерицы. Ольга Фёдорова с первого взгляда могла понять, каким характером обладала пуховница, связавшая тот или  иной платок. С лёгкостью определяла она и то, какому производству принадлежит платок – по узору, ведь в каждом селе – своя манера вязки, где-то любят «горошек», а где-то  - «косорядки».

Односельчане вспоминают Ольгу с теплотой и гордостью, ведь знали её не только как искусную мастерицу, но и как светлого, скромного и отзывчивого человека. В память о ней на здании Оренбургского художественного училища установлена мемориальная доска.

В 2010-м году, уже после смерти Ольги, издали её книгу, совершившую прорыв в оренбургском книгоиздании  - "Так вяжут платки в Оренбурге", над которой Ольга работала три года, чтобы всему миру передать то, что знала и умела сама. В книге понятно и доступно описаны все технологические процессы, она пестрит фотоиллюстрациями и схемами. С этим пособием каждый желающий может научиться вязать платки и паутинки по сложным схемам.