Без веретена пряжи не спрядёшь.

Без веретена пряжи не спрядёшь. «Очень давно, когда не было ни людей, ни даже самой Земли, а Вселенная пребывала в изначальном хаосе, только Великая Небесная Пряха, Матушка Макошь, сучила бесконечную нить жизни Вселенной.
Она скручивала бесформенные пучки хаоса в тугие нити жизни, наматывала их на свое веретено и, когда клубок становился большим, снимала его с веретена и бросала в океан Вселенной».
Ей помогали две Богини-Потворницы: Доля и Недоля. Согласно славянским сказам, спряденные Ими нити образовывали на чудесном Полотне Судеб Всемирья дивные узоры, истинное значение которых трудно разгадать даже мудрейшим из людей...

Из книги Н. И. Шерстенникова "Волшебная палочка для умельца"

МАКОШЬ - главная, самая древняя и самая значительная славянская богиня, родоначальница всех славянских богов.
Позже на смену ей пришла Параскева (Пятница), которая стала покровительницей прядения, ткачества и ткачих.

В древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи, с помощью веретена.

Веретено одно из самых символичных, чисто женских орудий труда.веретено 7.jpg
Оно было придумано очень давно, когда человек вообще научился создавать нити и ткани из них, и предназначалось не только для наматывания, но и для скручивания волокон получаемой пряжи.

Первое упоминание о веретене относится к IV тысячелетию до н. э. (Египет, Месопотамия).

В Мастерской ткача пряли изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивали между двумя палочками и получали тонкую нить. Затем её скручивали, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивали, то есть свивали, с помощью веретена в одну нить пряжи.
Веретено представляло собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем. Оно помогало веретену вращаться долго и равномерно. Прядильщики вращали в руках веретёна и ссучивали пряжу из нескольких нитей, обычно из двух, иногда и больше; бывает даже, что число нитей доходило до двенадцати. Над головами прядильщиков были укреплены в стене палки, к которым приделаны кольца. Через эти кольца и продевались нити ровницы, которая лежала в сосуде, слегка смоченная для того, чтобы нити шли ровнее. Некоторые прядильщики пряли сразу на двух веретёнах: это опытные мастера, хорошо знающие своё дело.

Древние славяне веретёна изготавливали из сухого дерева (предпочтительно из берёзы) – возможно, на токарном станке, хорошо известном в Древней веретено 3.jpgРуси. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров.
Один или оба конца его заострялись. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться - плохая примета. Делал веретено парень для любимой девушки или отец для дочери-подростка.

Корень русского слова «веретено» уходит в глубокую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся». Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причём так, что в руках опытной пряхи, по стихам А.С. Пушкина, даже "жужжало"


В России, в XVIII -XIX вв, было развито веретённое производство, причём в день вырабатывалось до 500 веретён, настолько велик был на них спрос.
Вытачивание веретён было развито в лесных районах страны: Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской. Рабочий инвентарь веретёнщика составлял топор, нож и токарный станок с ручным приводом." (Информация из музея Этнографии, СПб)
Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.
Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли и вставляли в станок, чтобы обточить и придать нужную форму.
 
веретено станок.jpg  Станки были самодельные, из берёзы или ёлки.
 Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом  обвивает заготовку.
 Благодаря этому, заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал       деревяшку и превращал в веретено.

 Не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа,  а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками. В те времена князья и бояре по тысячелетней  традиции являлись предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех, им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая при раскопках остатки веретён от простейших из дерева и кости до изделий из драгоценных металлов (либо украшенных драгоценными металлами). По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.

Веретено издавно считалось мощным магическим инструментом. Веретено - и оберег, и волшебная палочка, и семейный предмет, который может веретено 6.jpgпереходить по женской линии. На нем делаются абсолютно все обряды: привороты, отвороты, порчи, снятие порч, на деньги, на постановку защиты и т.д. С его помощью можно чистить жилище, целить.
Его магические свойства связаны с остротой и способностью к вращению. Как символ женского занятия Веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на Веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или Веретено и говорили, обращаясь к ребенку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено! » Сербка, сажая курицу на яйца, «мешала» их Веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков».

Применение веретена было и остаётся неизменным по сей день. Его форма и размеры выверены столетним опытом существования прядения, как ремесла.