Элементы узоров оренбургских пуховых платков.

Элементы узоров оренбургских пуховых платков.
Мелькают руки пуховниц,
Их замыслам послушные.
Плывут узоры с тонких спиц,
Как облака воздушные.
И вот рождается мечта
Движеньями искусными.
Зовется эта красота
Платками Оренбургскими.

Первые известия о вязаных изделиях из козьего пуха появились в середине XVIII века, когда юго-восточные степи Урала заселялись русскими казаками. Первые узоры на платках вывязали русские казачки. Казалось бы, зачем надо было в глухой российской провинции в XVIII веке тратить время на узоры при вязании? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. На протяжении веков рождались и совершенствовались оренбургские узоры. Заслуживает внимания запись, сделанная в отчете губернатора за 1885 год: «Что касается узоров, - отмечала в своем отчете С.А. Давыдова, - то употребляются они большей частью старинные. В редких случаях мастерицы сами придумывают новые. Такое отношение пуховниц можно только приветствовать, т.к. оно помогает сохранять оригинальность и самобытность в узорах вязаных платков». С тех пор узоры на платках - фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей. Сегодня на промысле сложилась единая система узоров и мотивов. Она и определяет общность всего искусства оренбургского пуховязания, его художественно-технические традиции. Технологии, по которым работают сегодня наши мастерицы в основном – «бабушкины». Козий пух сначала перебирают, вычесывают, потом прядут на прялке или веретене пряжу. Пряжа перематывается в клубок, с которого на спицах вяжется платок. Вязальщицы, как правило, сами являются авторами рисунков, которыми украшается платок. Иногда они копируют для этой цели морозные узоры окон. Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности пуховязального мастерства. Каждый платок – это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц – пуховязальщиц.
композиция.jpgКомпозиционно платок можно разделить на три части – середину, решетку и кайму. В середине обычно вывязывается большой ромб, центральная часть которого обычно насыщена узором. Между серединой и каймой вывязывают «решетку» - это орнаментальная полоса. Кайма в платке выполняет функцию аналогичную функции рамки для картины – обрамляющую. Оригинальность и качество платка определяется по четырем элементам: ярко выраженные зубчики, кайма, обвязка или решетка и сложно вывязанный центр.

Основу узорообразования в оренбургском вязании составляют единичные элементы: «пшенка», «горох» элементы.jpg(«лущеный горох»), «рыбка», а также «мышиный след», «кошачьи лапки», «соты», «косорядка» («косые рядочки», «перекосики»), «глухотинка».

«Горох» - этим узором украшают кайму пухового платка.
«Мышиными следами» заполняют как правило уголки и украшают кайму оренбургских пуховых платков.
«Кошачьи лапки» - узор часто применяется для заполнения уголков оренбургских пуховых платков.
«Соты» подходят практически для любой части оренбургского платка, в которой есть желание связать повторяющийся узор.
«Косорядки» - этот узор рукодельницы используют для вязания ромбов в центральной части оренбургского пухового платка.
«Глухотинка» - один из самых любимых узоров вязальщиц. «Глухотинка» означает - «глухая ягодка». «Глухой ягодой» называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина, т.е. черная смородина, глухая малина, т.е. ежевика. Именно они и явились прототипами этого красивого узора.

Названия каждого узорного элемента даны по внешнему сходству с природными образами и мотивами.

Сочетания первичных одиночных элементов могут быть выполнены в виде «дорожек», «цепочек», «змеек», «пилок». Из них можно составлять узорные фигуры: «шашки», «окошечки», «пряники», «печенье», «гармошки», «самоварчики».
«Гармошка» - распространенный узор, используемый для заполнения рамок и уголков пуховых оренбургских платков.
Характер расположения фигур на фоне плата поясняется у мастериц словами «рассадные», т.е. разбросанные или «сплошные».
     
бантик.jpg   Следующую, третью группу узоров составляют сложные комбинации (мотивы), в  которых используются   несколько элементов или их  сочетания:                 
 «бантики»(косорядки и глухотинки),  
«снежинки»(косорядки, мышиный след, ягодки),  
«деревчики», «встречные  пилки», «садики».  

Самые  затейливые узоры оренбургских пуховых  платков  состоят из небольших простых  элементов.
Таким образом, ажурный узор оренбургского платка разрабатывается по  принципу последовательного усложнения: первичный элемент, затем комбинации из него и далее – создание сложных сочетаний (мотивов). Все это создает великое множество узорных рисунков ажурного оренбургского пуховязания, его богатый образный язык. Например, мотив «пилки» может быть выполнен из любого элемента первой группы, а «встречная пилка» - из двух элементов по выбору. По своему желанию мастерица могла поместить между «пилками» безузорные ромбики или ромбики с узорным центром. Вариантов для разработки мотива достаточно много, что позволяет всякий раз выбирать новый, который подскажет творческая фантазия мастерицы.
Сегодня, как и много лет назад, вязальщицы выполняют платки по памяти. Им не нужны заранее нарисованные рисунки и схемы. Ремесленные основы вязания узорного платка отточены и целесообразны. Исполнение платка превращается в творческий процесс, в котором на основе узорных элементов каждый раз рождается неповторимое произведение.
То, что сделано с любовью, передает это чувство и своему изделию, а то в свою очередь человеку, носящему его. Какой бы ни была мода, какие бы не изобретались технологии, людям всегда нужна натуральная красота, теплота и любовь.
В блоге частично использованы материалы исследования КРИВОБОК ЕКАТЕРИНЫ.