ИНСТРУМЕНТЫ для изготовления пухового платка

ИНСТРУМЕНТЫ для изготовления пухового платка Оренбургский пуховязальный промысел родился не вдруг, не в каком-то определенном году, и конечно, заложен не той или иной личностью, а создавался вековым трудом народных мастериц. Мастерство это передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Чтобы подготовить овечью шерсть для вязания на спицах, ее нужно было расчесать, спрясть нить. Для расчесывания шерсти использовали гребни, а для прядения нити - веретена. Когда оренбургским казачкам понадобилось так же обработать пух, эти инструменты были приспособлены и к новому виду сырья. Процесс создания Оренбургского пухового платка включает в себя ряд сложных операций, отнимающих немало времени, требующих определённых знаний и умений, а также наличия специальных инструментов и приспособлений.

1. ГРЕБЕНЬ — это три дощечки, сбитые под углом в виде равнобедренного треугольника. В его вершине гребень.jpgзакреплялись в два ряда толстые (хомутные) иглы острием вверх. Деревянная рамка фиксируется ногой или коленом чесальщицы, чтобы обе руки были свободны для манипуляций с пухом. Такой гребень не производится уже долгое время, кроме как штучно, ручной работой. Применяют гребни двух видов: редкие, с расстоянием между зубцами 1 -1,5 см — для предварительного расчесывания шерсти, и частые, с промежутками между зубцами 0,5 см — для последующего вычесывания пуха.
чески 1.jpg   В последние десятилетия прошлого века на смену гребню пришло более легкое приспособление для чески пуха — «чески». Другие названия – хлопалки, дралки, гребенки. Эти инструменты очень походили на деревянные лопатки, также
ЧЕСКИ— это небольшие по размеру дощечки (10 х 15 см), имеющие несколько игольных рядов, загнутых на одну сторону и выполненных из тонкой жесткой проволоки.


  2. ВЕРЕТЕНО. Создаёт пряжу, скручивая волокно в нить. Этот простейший инструмент, с которого началось развитие прядения. Классическое русское веретено представляет из себя заостренную палочку с углублением на нижнем конце для закрепления нити, утолщением в середине и плавным сужением к верхней части. Такой тип веретена называется «опорное веретено», так как веретено опирается более тяжелой заостренной частью на плоскую поверхность. Существует множество вариантов веретен с разными размерами и элементами дизайна. Пряжу из легкого пуха пряли на веретенах с тоненьким наконечником, длина которого составляла примерно 16-20 см. Для соединения пуховой нити с шелковой или хлопчатобумажной использовали веретено более длинное - около 30 см. Более длинные можно ставить наверетено с чашечкой.jpg пол во время прядения, а те, что покороче – на специальную чашечку для веретена. ЧАШЕЧКА помогает вращаться веретену, ограничивая при этом площадь его вращения. Это может быть чайная чашка, глубокая ложка половника и др. Основное требование — устойчивость и достаточно высокие гладкие стенки, чтобы веретено в чашке ходило свободно. Раньше в наконечник деревянного веретена даже встраивали свинцовый шарик для утяжеления.

  3. ПРЯЛКА. Устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон. В старину прялки делились на два вида - ручная прялка и самопрялка. Прялки очень ценились рукодельницами на Руси, прядение имело огромное значение и считалось, что у всех прях были святые покровители. Процесс прядения длился, начиная с первого дня осени и до самой масленицы.
 прялка 4.jpg   Русская ручная прялка - это вертикальный стоячок с лопастью в виде лопатки для привязывания кудели, соединенный с горизонтально расположенной дощечкой - "донцем", на которое садилась пряха. Ручные прялки могли быть целиком вырублены из пней березы или ели, либо делались составными, где стоячок крепился или ввинчивался в выступающую головку "донца". Такие прялки очень часто украшали росписью или резьбой. Считается, что почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Очень часто прялку украшали знаками-символами солнца, часто встречались растительные мотивы, удивительные птицы и длинноногие кони. Часто встречались и резные прялки с изображением языческих мотивов и идолов, стерегущих дом.
Принцип работы на ручной прялке таков: кудель привязывалась к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить. Надо обладать изрядной долей терпения и ловкостью рук, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

  «САМОПРЯЛКА» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается самопрялка 3.jpgколесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее. Однако нить, сотканная на такой прялке, получается более грубой и толстой. А если еще при прядении пух идет сразу на шелковую или хлопчатобумажную нить (т. е. пропускается операция отдельного прядения пуха), то пух как бы опутывает основу — шелковую нить, оказывается весь сверху. Платки, связанные из такой нити, называются «запрядными». Они легко распушиваются, но недолговечны, пух быстро вынашивается, оголяя платок. Так что выбор инструментов для чески и прядения — за пуховницей, и качество работы — на ее совести.

3. СПИЦЫ («иголки», «иглы») вязальные (чулочные) стальные разного диаметра позволяют вязать из пряжи разной толщины, добиваясь необходимой плотности полотна. Один конец спицы немного заострен, а на другой конец надевается бусина, шарик из сургуча, чтобы петли не соскальзывали с нее. Длина спиц зависит от размеров будущего платка. Оренбургские пуховницы чаще всего вязальные спицы называют иглами. О только что связанном платке говорят: «На базар — прямо с иголок».

4. ГРУЗИЛО. Приспособление, которое помогает вязальщице. Гайка или болт вязальщица привязывает к нижней части паутинки для оттягивания полотна во время вязания.

5. ПОДМОТКА. Пуховая нитка довольно капризная, поэтому мастерицы используют подмотку в виде круга из картона, позволяющую сделать клубок, не запутывая нити при вязании. Подмотка может быть из любого плотного материала.

6. ВОРОБЫ. Снаряд для размота пряжи на клубки: деревянный крест, с колочками на концах, обращающийся лежмя на стойке, делают его и стойком, колесом. Еще называют этот снаряд мотовалкою.

пяльцы.jpg

7. ПЯЛЬЦЫ («пялы») — рама из деревянных реек, используемая при натяжении готового изделия после стирки для просушки и придания ему правильной формы и размера. Пяльцы позволяют натягивать на них большие или маленькие платки, паутинки, палантины.


 

В статье частично использована информация из книги О.Фёдорова. "Так вяжут платки в Оренбурге"