Характерные особенности оренбургских пуховых платков, как произведений народного творчества

Характерные особенности оренбургских пуховых платков, как произведений народного творчества

Более двухсот лет живёт своей неповторимой жизнью оренбургский пуховязальный промысел, созданный нелёгким трудом народных мастериц. Оренбургские платки не имеют равных по тонкости исполнения, оригинальности рисунков, прочности и способности сохранять тепло. Изделия из козьего пуха пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Пуховые платки – это ценные и самобытные образцы многовекового народного искусства.

В чём же состоят декоративные особенности оренбургского платка?

1. Художественная особенность

оренбургский пуховый платокС чего начинается рождение оренбургского пухового платка? Прежде чем взять в руки спицы, мастерица детально представляет, каким будет изделие, какие узоры лягут на пуховое поле, а какие украсят кайму, определяя тип решётки и вид зубцов. Широта оренбургских степей, белизна заснеженных полей, морозные рисунки на окнах нашли отражение в композиции оренбургских платков. На пуховых полотнах можно наблюдать мотивы русских сказок, преданий и песен. В орнаменте оренбургского платка можно увидеть явления природы, ощутить уют и тепло семейного очага, почувствовать ловкость и изящество рук мастера.

2. Правило построения

В процессе изучения художественных особенностей оренбургских пуховых платков искусствоведы выделили основной принцип их построения – расчёт петель для вязания является алгебраическим равенством между элементами затейливых узоров, а повторяющиеся мотивы задают определённый ритм. Отсюда и отличительная особенность оренбургского платка — симметрия и строгий геометризм, ритмичность и орнаментальная ясность. Раньше оренбургские пуховязальщицы называли свои платки созвучно количеству петель «трехсотками», «четырехсотками», «шестисотками» и т.д.. Некоторые мастерицы могли связать «восьмисотку», называемую «бисерным» платком.

3. Связь между орнаментом и формой

оренбургские пуховые платкиСовременные пуховязальщицы изготавливают пуховые платки, шали, косынки, паутинки, палантины и шарфы. Все эти изделия различаются по своей плотности, размерам и форме. От формы зависит характер орнамента.

4. Язык символов

Крупнейший специалист по истории орнамента Б. А. Рыбаков говорил, что все детали старинного народного костюма наполнены глубинным смыслом и в какой-то мере определяют модель вселенной. Орнаментальная составляющая предметов не была произвольной. Узоры не только украшали вещь, но и имели своё предназначение. Строгий геометризм оренбургского пухового платка – это древний язык символов. Все символы – женские, призванные оберегать свою хозяйку. И хотя сегодня этот смысл утерян, традиционный орнамент сохранился и передаётся из поколения в поколение. Потому-то, глядя на оренбургский пуховый платок, чувствуется, что в нём спрятано что-то глубокое, органичное, сокральное.

5. Фактура пухового изделия

Мягкая фактура пухового платка разбавляет и как бы смягчает геометризм изделия. За счёт естественной деформации узорные элементы вытягиваются, приобретая плавные изгибы и волнистые очертания. Таким образом, композиция изделия обретает характер эскиза, набросанного лёгкой рукой мастерицы в порыве творческого вдохновения. Прикосновение к мягкому волокну доставляет приятное тактильное ощущение, вызывая чувство защищённости, комфорта и уюта.пуховый платок

6. Полупрозрачность оренбургского платка

Прозрачность всегда символизирует некую открытость. Её прелесть заключается в возможности создавать почти невидимые, но ощутимые границы. Трогательная полупрозрачность же завлекательна в своих туманных вариантах. Невероятно лёгкий пуховый платок выглядит воздушным облаком, спустившимся на хрупкие женские плечи. Полупрозрачность придаёт платку ещё большую ценность. Обладая эффектом «незавершённых форм», она позволяет достраивать, приписывая желаемое образу, ничуть не сковывая воображение.

7. Духовно-ценностный смысл.

Неповторимые по красоте узоров и уникальности оренбургские платки являются неотъемлемой частью народных традиций. Чистота, органичность и тонкость самой природы нашли свое отражение в этих роскошных изделиях народного промысла. Оренбургский пуховый платок появился в 18-м веке, а в 19-м веке мировое признание. Он популярен и у современных дизайнеров.. Иностранцы везут домой знаменитое изделие, а наши женщины, уставая от бесконечного потока новинок, отдают предпочтение традиционному русскому головному убору. Как сказал один художник, мода существует для одежды сомнительной красоты, а вещи, прекрасные своей естественностью, возвращаются в моду тогда, когда приедается сомнительная красота.