РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»

РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»

Далёкий 1958 год. Оренбург. Вечер тихо опускается на город, уставшие рабочие спешат домой. А в это время, по концертному залу местной филармонии разносится громкий, полный возмущения, мужской голос:

— Чего нюни развели! Не пойдет такая песня, не отображены в ней производственные процессы, не слышится стук станков с челноками! Лучше б про коз оренбургских, что ли, сочинили…
Это был директор филармонии. Напротив него сидят юные девушки-певицы, немного напуганные, с раскрасневшимися от слёз глазами. А в сторонке, переминаясь с ноги на ногу, стоит поэт-песенник Виктор Боков с композитором Григорием Пономаренко…

Несколько дней назад пригласили их сюда с просьбой написать песни новому хору. С радостью согласившись, Пономаренко и Боков поездили по краю, узнали много интересного о его истории и культуре, о современных традициях и устоях. Написали несколько песен. Вроде бы с задачей своей справились, время плодотворно провели. Но оставалось такое ощущение, будто чего-то ещё не хватает – той самой песни, которая могла бы стать запевкой и покорила бы миллионы сердец.
Приближался день их отъезда. Расстроенные мужчины неспешно прогуливались по местному рынку в поиске сувениров для своих близких. Так дошли они до торгового ряда, где были выставлены пуховые платки. Боков выбрал для своей мамы самый красивый из всех и, решив сразу же отправить его в Сергиев Посад, пошёл в сторону почтового отделения. Он уже не думал о текстах и песнях, мысленно он перенёсся в родительский дом, где тепло и уютно. где вкусно пахнет пирогами и всегда любит и ждёт мама. Поэт представлял, как холодной зимой, когда за окнами бушует вьюга и бураны, на материнские плечи опускается оренбургский пуховый платок. И вдруг, внезапно, точно нить в клубке, потянулись слова. Прямо в почтовом отделении, на бланк телеграммы Боков записал текст искомой песни.

Как известно, шедевры рождаются стихийно. Пономаренко, после прочтения текста, пришёл в полный восторг. А на обратном пути в его голове уже родилась музыка для новой песни. Воодушевившись, мужчины поспешили к зданию филармонии. Боков диктовал слова песни изумлённым певицам, в то время как композитор наигрывал на баяне мелодию. Но, спустя несколько минут, их радость сменилась разочарованием.
Песня, своей искренностью, вызвала эмоциональный отклик в сердцах хористок, и они не смогли сдержать слёз. Ведь сюда все они прибыли по распределению после учёбы, покинув отчий дом. После слёз голоса сели.
В этот момент и застал их директор филармонии, которого увиденная сцена не тронула…
Вот и уехали друзья-соавторы глубоко расстроенные. А, спустя несколько дней. обнаружили письмо из Оренбурга, со словами благодарности от того самого директора: «Благодарствую, удалась песня! Певицам нашим, из хора, надели паутинки пуховые. Выйдут они на сцену, усядутся в кружочек, накинут на плечики паутинки эти. Запоют и плачут. У зрителей в глазах тоже слёзы блестят… Много раз петь её требуют. Часто же нам и сладкое приедается. А здесь вон что: только закончат певицы выступление своё, как зал вскакивает и кричит: «Оренбургский платок! Оренбургский платок!» И снова поём его, уже всем залом».

песня
И сегодня эта трогательная песня вызывает слёзы на глазах. Чаще всего её можно услышать в исполнении народной артистки России Людмилы Зыкиной. Самое лучшее, эталонное исполнение, по мнению Григория Пономаренко.