О чём говорят узоры?

О чём говорят узоры?

Пуховязальный промысел Оренбургской области насчитывает 250 лет, а по некоторым источникам и того больше. История возникновения узоров крайне интересна и требует детального описания. Пуховый платок, словно картина, которую мастерица могла создать, не используя красок и кистей, а только то, что было под рукой – уникальный козий пух. Узоры на оренбургском платке – это интерпретация того окружающего мира, который видели крестьянки. В те времена любование природой было неотъемлемой частью сельского быта, поскольку каждодневный труд в поле или в лесу заставлял обращать внимание на окружающие детали.

Все узоры платка гармонируют между собой, как гармонирует мир природы вокруг нас.

Традиционные для этих мест узоры, это — горох, соты, ягодка, пшенка, косорядки, глухотинка, рыбки, змейки, мышиный след, кошачья лапка.

В различных сочетаниях они образуют более сложные фигуры, а они, чередуясь, составляют третий по сложности уровень фигур: сосенки, самоварчики, бантики, снежинки и гармошки.

Основные элементы орнамента оренбургских пуховых изделий требуют детального рассмотрения. Об этом и пойдет речь.

Бытовые орнаменты

Узор «Косорядка» представляет собой дорожки петель, связанных по косой. С этого элемента оренбургские вязальщицы на протяжении многих поколений начинают свой путь в освоении ажурного вязания пуховых платков, паутинок, шалей. Вывязывание этого узора довольно простое, с его помощью можно создать множество вариантов чередования. Мастерицы располагают «косорядки» в пуховом изделии слева направо или провязывают через 1-ю и 3-ю петлю. Предпосылкой к созданию узора служит вешний вид сельской дороги, самобытной и витиеватой.

Узор «Бисерная дорожка» крайне напоминает «косорядки», но и имеет совершенно иные историю и способ вязания. Вдохновением к созданию его послужили бисерные бусы. Привезенные из Европы, замеченные на шейке помещицы, они привлекали взгляд крестьянок, в быту которых таких украшений конечно не было. И потому, этот узор по сравнению с предыдущим более изящен, плетение его более тонко.

Узор «Гармошка» очень напоминает русский народный музыкальный инструмент. Не мог русский человек жить только тяжелым хозяйством, отдых был просто необходим, а душевный музыкальный инструмент отвлекал от тяжких будней.  Этот элемент пуховязальщицы применяют значительно реже других. «Гармошки» могут быть расположены на платке через один, как на шахматной доске или  построены в линию. Особенно интересно выглядят они в виде  дорожек-разделителей.

Растительные орнаменты

оренбургский платок с растительным орнаментом

Узор «Глухотинка» является важным звеном в составлении сложных орнаментов, потому его выделяют как самостоятельную деталь.

В  старину в народе чёрный цвет прозвали глухим. Сам рисунок узора имеет внешнее сходство с ягодами, потому-то он и получитл такое необычное название. Черная ягода или глухая года, это ни что иное, как смородина ( малая глухотинка), либо ежевика (большая глухотинка). Об этом говорит в своей книге «Оренбургский пуховый платок»  искусствовед И.В. Бушухина.

Узор «Соты» появляется в пуховязальном промысле одним из первых, потому что бортничество известно на Руси с незапамятных времен.  Этот элемент очень похож на пчелиные соты. Маленькие шестигранники соединены с шестью такими же ажурами. Отличие этого элемента от остальных состоит в том, что его нельзя выделить в самостоятельный элемент. Только шесть шестигранников образуют «соты».

Звериные узоры

Узор «Кошачьи лапки», начинает свою историю с момента появления в домах кошкек. Следы на снежных дорожках, оставленные мурчащим существом, послужили вдохновением для крестьянки, и та увековечила их с помощью узора на полотне оренбургского пухового платка.

«Кошачьи лапки» могут входить в состав более крупных композиций, а могут успешно выстроить свои мотивы. Этот узор очень похож на «малую глухотинку», но имеет другой порядок провязывания петель.

Узор «Мышиный след» неразрывно связан с «кошачьими лапками». Да это и понятно. Где кошка, там и мышка – все прекрасно это знают. В старину, когда не было ни кормов, ни лишнего мяса, чтобы кормить кошку, она просто не могла выжить там, где нет мышей. Разве могла пуховница не нарисовать такую картину на пуховом холсте? Как и предыдущие узоры, «мышиный след» является составной частью более крупных фигур.

Узор «Рыбка». Рыбалка – неотъемлемая часть крестьянской жизни 17 века. За чисткой рыбы, хозяйка и обращала внимание на ее чешую и глаза. Поэтому нередко этот узор сравнивают с рыбьим глазом, словно прикрытым двумя пленками или с чешуей рыбы.

Симметричная жизнь

оренбургский платок с орнаментом ромб

Жизнь людей имела в то время цикличный характер, повторяющийся с одинаковой периодичностью. И это, разумеется, нашло отображение в пуховязальном промысле. Оренбургские искусствоведы давно обратили внимание на характерные особенности построения платка – симметрию и строгий геометризм. Независимо от формы изделия орнамент развивается от центра изделия к его краям.

Оренбургский пуховый платок с такими узорами станет прекрасным подарком любому перфекционисту, для которого симметрия – бальзам на душу.

Ромб, как основа оренбургского пухового изделия

оренбургский платок с орнаментом ромб

Ромбические узоры занимают значительное место в орнаментах пуховых платков. Ромб в славянской символике означает женское начало, а поделенный на 4 части —  засеянное поле.

Но существует и другая версия. Поскольку связать спицами круг довольно трудно, круг здесь превратился в ромб, не утратив при этом названия и значения.  А символизирует он, конечно, солнце. Поскольку платок – это женское изделие, то и орнаменты на нем исключительно женские. Начиная от бытовых узоров, заканчивая узорами-оберегами. Поэтому, если Вы увлекаетесь славянской символикой, верите в силу древних орнаментов, то купить оренбургский пуховый платок для Вас – это приобрести не только теплое и красивое изделие, но и настоящий талисман, приносящий удачу.