Советская символика в произведениях оренбургского промысла

Советская символика в произведениях оренбургского промысла

В 1930-е гг. в произведениях оренбургских пуховниц, как и во всех других видах искусства того времени, появилась новая советская символика. Мастерицам, привыкшим к геометрическим орнаментам, пришлось приложить немало усилий, чтобы освоить язык надписей и изобразительных форм. Таких изделий было очень мало, они выделялись среди общей массы и представляли собой уникальные выставочные образцы, наглядно отражающие обязательные для выполнения политические установки.
Обычные оренбургские платки носят, складывая их пополам, треугольником. В традиционной композиции этот способ ношения обязательно учитывается. В изделиях с советской символикой в центре вывязаны изображения, и утилитарная функция от этого теряется.
Ключевым фактором при отборе произведений для выставки стала не художественная выразительность образа, а тема, демонстрирующая успехи и достижения.
Например, в письме, извещавшем артели и союзы о подготовке к одной из всесоюзных выставок, напрямую указывалось: «Проявленная промсоюзами и ар¬телями инициатива в создании образцов с новыми советскими рисунками или новых по своей форме будет особо отмечена на выставке».
Фактически такие документы принимались как указание к действию и не подлежа¬ли обсуждению, как бы абсурдны ни были конечные результаты.
В 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве экспонировались 19 пуховых платков лучших оренбургских пуховниц. Самая молодая участница 18-летняя Гавгар Ишмухаметова из села Жёлтое представляла на выставке паутинку с вывязанным на ней гербом Советского Союза и надписью: «Да здравствует Сталинская Конституция!» За эту работу она была награждена Почётной грамотой с подписью И. Сталина и путёвкой в Москву и Ленинград.
На других платках, представленных на выставке, были изображены звезды, серп и молот, Кремль, крейсер «Аврора» и т.п. В 1976-м г. одна оренбургская мастерица оренбургская мастерица связала платок с погрудным портретом Леонида Ильича.

совет2

Какие бы задачи ни ставили перед мастерицами промысла партийные руководители, их директивы, установки и пожелания учитывались при изменениях орнаментального решения. Но они не затрагивали техниче¬ских приемов подготовки пуховой пряжи. Если при вязании платка шли нелегкие поиски перенесения новых рисунков при помощи петель и накидов, то на начальном подготовительном этапе сохранялась традицион¬ная, целостная система обработки и прядения козьего пуха.
Вязальщицы, способные создать такие картины, получали широкую известность, их уважали и высоко ценили. Благодаря выставочной практике, из огромнейшего количества мастериц были выделены самые яркие и талантливые: В.Ф. Фролова (г. Чкалов), М.А. Карелина (с. Пречистенка), Ш. Абдуллина, П.Н. Винокурова, В.А. Иванова (с. Желтое), А.Г. Боченина, Ф.К. Валитова (станция Черный Отрог) и др.